Основы религиозных культур и светской этики

      Введение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем.
      В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, интернет, шоу-бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было. 
 
     Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. 
     Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.
     Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя модули:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики.
     Главными целями данного предмета являются опыт ценностных отношений и творческий опыт. Курс призван решать следующие задачи:
нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе. 6) основы светской этики.
Эта модульная конструкция учебного предмета позволит удовлетворить
образовательные запросы социума - в первую очередь, родителей школьников.
    Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.
Родители совместно детьми должны сами выбрать, какой из модулей изучать в рамках комплексного учебного предмета. Это будет либо изучение истории и культуры одной религии, либо основных мировых религий, либо светской
этики.
 
Структура комплексного учебного предмета
Основы религиозных культур и светской этики (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека
и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
 
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность
ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу
учащегося.
    Каждый из модулей предмета расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. 
    Первый раздел Россия - наша Родина занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаст тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый предмета все вместе. Они - один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна - Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить,  и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы - народ России - едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
    Второй урок - вводный для каждого модуля. Его тема - Культура и религия, Культура и мораль (для модуля Основы светской этики). Культура - важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела -  Духовные традиции многонационального народа России. Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником.
Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
 
Правовыми и нормативными основами разработки предмета ОРКСЭ являются:
Конституция Российской Федерации (ст.13,14,28)
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 
Поручение Президента Российской Федерации (от 02 августа 2009 года 
№Пр-2009) 
 Распоряжение Правительства Российской Федерации (от11августа 2009года №1578-р )
ФГОС начального общего образования
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 08 июля 2011 года №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» 
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 18 июля 2011 года №МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября  2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России.
 
     Предмет ОРКСЭ  — социально-педагогическая технология морального оздоровления общества, предполагающая  такие формы работы с родителями как: 
1) Проведение  родительских собраний 
2) Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс 
3) Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника 
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 
В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть  представлены: 
1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета  ОРКиСЭ; 
2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; 
3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; 
4)  дегустация блюд национальной кухни народов России 
 
Через внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ  организуется  методическим объединением учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников) 
Контроль над качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей) как  форма помощи учителю. 
Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса  в рамках внеучебной деятельности. 
 Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся.
 
Tags: