Конференция-общение «Счастье семьи в детях»

Мухаметдинова М. В.,
заместитель директора по учебной работе

Внеклассное мероприятие (3 класс)

Тема: Конференция-общение «Счастье семьи в детях» (из опыта работы).

Цель: Воспитание нравственных чувств и этического сознания ребенка в семье.

Задачи:

1. Определить роль семьи в нравственном  воспитании ребенка.

2. Формировать нравственную культуру детей и родителей.

Методы: этическая беседа-общение, убеждение, коллективно-творческое дело, воспитывающие ситуации.

Форма проведения: конференция – общение.

Оборудование, оформление:

  1. Пословицы и афоризмы:

«Наши дети – это наша старость…» (А.С. Макаренко)

«Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей» (А.С. Макаренко)

«Семья без детей, что дерево без корней».

«Умел дитя родить, умей и научить».

«На что клад, когда у мужа с женой лад».

«Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить».

«Где любовь да совет, там и горя нет».

«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».

«Родители трудолюбивы, и дети не ленивы».

«Кто детям потакает, тот потом слезу проливает».

«Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

 

  1. Выставка детских рисунков «Моя семья – моя опора, моя крепость».
  2. Выставка творческих работ обучающихся (выполненных совместно с членами семьи) «Умелые руки не ведают скуки».
  3. Стенд, составленный из мини-сочинений обучающихся «Что бы я пожелал своей семье».
  4. Мобильный компьютер  (ноутбук),  интерактивная доска, фонограмма к песне «Посадите дерево» (Слова С. Осиашвили, музыка О.Фельцмана).

 

Подготовительная работа:

  1. Дети рисуют на тему «Моя семья – моя опора, моя крепость».
  2. Совместно с родителями дети изготавливают поделки для выставки.
  3. На уроке русского языка пишут мини-сочинение «Что бы я пожелал своей семье».
  4. Инициативная группа родителей создают слайд-шоу из фотографий, представленных родителями обучающихся из семейных фотоальбомов.
  5. Группа обучающихся под руководством классного руководителя готовят инсценировку по стихотворению О.В. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»
  6. Ученики  под руководством учителя музыки заучивают песню «Посадите дерево» (Слова С. Осиашвили, музыка О.Фельцмана).

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя:

            - Человек проводит в семье большую часть своего времени. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он вырос воспитанным, психически здоровым человеком. Вот об этом с вами мы сегодня поговорим.

             (Учитель обращает внимание родителей на пословицы и афоризмы).

2. Инсценировка «Родительское собрание на лесной полянке»

            ( Театрализованное представление обучающихся 3 класса)

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.

- Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок снова в школе мучает Косого?

- Ой, не говори Енот, он и дома сущий черт.

- Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

- Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.

- А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье

Испытал «прекрасным» пеньем?

- Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

- Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа:

- Что за глупости, Сова!

Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла.

- Про медведей говорят: он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,

Важно с пафосом изрек:

- Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону,

По дороге каждый день им внушаю строго:

Не ходите «на ушах», не грызите двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.

Протрещала тут Сорока:

- Я в беде не одинока.

 

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу – я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа, кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова донести до них слова:

- Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы,

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.

- Как не бить! – сказал Енот.

- Да, да, да! – тут вторил Крот.

- Ну, а мне, - всплакнула Белка, -

Делать что с моей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведет себе глаза

И порхает по поляне, где танцует до утра.

Тут родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

…Нерешенная проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.                                        (О.В. Гребнева)

- Учителя и родители воспитывают ребенка в специфических условиях: одни – в школе, планомерно, обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно. Родитель – личность воспитывающая, имеющая право на собственное педагогическое творчество. Обе стороны должны посвящать друг другу во все, что помогает понять ребенка и проблемы, связанные с его воспитанием.

 

3. Анкетирование для родителей:

  1. Бывают ли в Вашем доме семейные чтения по выходным или вечерам?
  2. Читаете ли Вы книги своим детям?
  3. Легко ли Вашему ребенку учиться в школе?
  4. Есть ли у вашего ребенка друзья? Приходят ли они к нему домой?
  5. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка.
  6. Легко ли Вашему ребенку дается общение со сверстниками?
  7. Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка? (Мать, отец, бабушка, дедушка, няня)
  8. Кому должен принадлежать приоритет в трудовом воспитании обучающихся: школе или семье?
  9. Могут ли дети критиковать взрослых?
  10.  Назовите три самых ценных для Вас качества человека.
  11.  Как добиться дисциплины, основанной на любви?
  12.  Согласны ли Вы с высказыванием, что дети отражают любовь родителей как зеркало?
  13. Тип поощрения в вашей семье: словесное, подарок (или что-то другое).
  14.  Какое место среди поощрений за учебу могут занимать деньги?

 

(Листки с ответами родители отдают учителю, которые он использует в дальнейшей работе с родителями и обучающимися)

4. Игра «Что? Как? Когда?»  Родители и дети разбирают различные педагогические ситуации под руководством психолога.

Ситуация 1.

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 10 лет?

Ответ.  Дорогу уступает тот, кто вежливее.

Ситуация 2.

Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила помыть посуду и пропылесосить ковер. Но Антон никак не возьмется за дело. С утра к нему заглянули «на минутку» соседи, два брата-близнеца. Сначала играли в настольный  «Хоккей», посмотрели по телевизору мультфильмы, потом играли за компьютером. Антон в нерешительности: «Домой их отправить? А как же с чувством долга хозяина? А уроки? А мамина просьба?»

Ответ. Бывает, что дети злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует твердо, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает прийти в другой раз.

Ситуация 3.

Пока отец брал билет, Никита пробрался в автобус, захватил удобное место, устроился основательно и крикнул: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал… Что мог сказать отец сыну?

Ответ. Наверно, он сказал: «Сын, не забыли ты, что мы с тобой мужчины?»

Ситуация 4.

Вы вернулись домой из школы. День прошел удачно. Вас похвалила учительница не только за аккуратно и грамотно выполненное домашнее задание, но и за интересные дополнения на уроке. Вы громко включили музыку, а за стеной в это время отдыхает человек, вернувшийся с ночной смены. Правы ли вы?

Ответ. Наше веселье должно быть умеренным, если живем в обществе.

Ситуация 5.

К вам на день рождения пришли гости. Некоторые между собой незнакомы. Среди приглашенных мальчик с родовой травмой. При сильном волнении его лицо начинает подергиваться. Одна из девочек, заметив это, начала громко смеяться. Как поступить в данной ситуации?

Ответ. Нужно быть чутким, добрым, деликатным по отношению к другим людям. Надо постараться отвлечь мальчика, развеселить его. А с девочкой следует тактично поговорить.

 

5.Сценка по рассказу В. Сухомлинского «Семь дочерей».

            Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

            - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, сказала первая дочь.

            - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, проговорила вторая дочь.

            - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, сказала третья.

            - Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -  щебетала четвертая…

            - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, промолвила пятая.

            - Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, сказала шестая.

            А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и подала ей воды в тазу – помыть ноги.

 

Учитель: Как сильно девочки скучали по маме? Как вы определили? Чем отличилась седьмая дочь от своих сестер? Как вы считаете, что важнее: красивые слова или красивые и добрые  поступки?

(Презентация рисунков «Моя семья – моя опора, моя крепость» (Дети комментируют свои рисунки)

Учитель:

- Уважаемые родители, дорогие ребята! Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, сердечными и деликатными, делиться с окружающими, в первую очередь, вниманием, теплотой и заботой. Относитесь к ближним, как к себе самому.

6. Обучающиеся вместе с психологом переходят в «секретную комнату», где готовят «сюрприз» для родителей (творческая работа детей).

7. Обмен опытом по теме «Нравственное воспитание детей в семье. Слово предоставляется родителям.

8. Учитель зачитывает памятку для родителей и вручает их всем  родителям (памятки напечатаны для каждой семьи).

 

 Памятка для родителей:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он привыкает жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым и честным.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить людям. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в дружелюбии, он учится находить любовь в

     этом мире.

(С.Л. Соловейчик)

 

9. Возвращаются дети.  Под руководством психолога они вручают своим родителям «Сюрпризы» - Герб СЕМЬИ, который они изготовили в «Секретной комнате». Герб изготовлен на картонной основе в форме сердечка, расписан обучающимися акварельными красками по индивидуальному замыслу. Данная поделка содержит два кармашка: в первый кармашек психолог предлагает родителям вложить «Памятку для родителей», а во второй – «Заповеди для детей». Учитель озвучивает содержание заповеди, и вручает их всем обучающимся (заповеди напечатаны на открытках).

 

Заповеди для детей:

·        Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
  • Познай мир и себя.
  • Стремись найти свою цель в жизни.
  • Не  ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
  • Лучше отдай свое, чем брать чужое.
  • Помни, что «каждое дело человеком ставится, человеком и славится».

 

10. Чтение выдержек из мини-сочинений обучающихся «Что бы я пожелал своей семье».

11. Подведение итогов  конференции:

Учитель:

Ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы и семьи ориентировать его на выполнение нравственных норм заповедей.

      Многие родители считают, что мы готовим детей к жизни. Но дети уже живут! И жизнь эта полна сложностей, противоречий, испытаний! И залогом успешного их прохождения служит союз педагогов и родителей.

Ученик:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.         (С.Я.Маршак)

 

Обучающиеся исполняют песню «Посадите дерево» (Слова С. Осиашвили, музыка О.Фельцмана). Исполнение песни сопровождается показом слайд-шоу (фотографии детей в кругу семьи).

Веселое дерево листьями машет,

Веселые дети под деревом пляшут,

И мне потому так спокойно на свете,

Что есть это дерево, есть эти дети.

 

Ведь этот мальчишка и эта девчонка –

Кровинка моя, колосочек мой тонкий,

И дерево это – зеленое пламя –

Посажено было моими руками.

 

Припев:

Воспитывайте мальчика,

Воспитывайте девочку,

Чтоб на белом свете продолжаться нам.

Посадите дерево,

Маленькое деревце,

И оно потянется к небесам.

 

Кружится земля, наши годы уходят,

И этот порядок извечен в природе…

Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,

Останутся наши деревья и дети.

 

Пускай они вместе растут и мужают

И землю в наследство от нас получают,

А чтобы она становилась добрее,

Научим детей – пусть сажают деревья.

 

Вывод учителя:

Счастье семьи в детях. Дети приносят радость и заботу. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.

А детям желаю любить, беречь, ценить своих родителей, славить их имя своими добрыми поступками.