Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Мухаметдинова М. В.,
заместитель директора по учебной работе
Внеклассное мероприятие (3 класс)
Тема: Конференция-общение «Счастье семьи в детях» (из опыта работы).
Цель: Воспитание нравственных чувств и этического сознания ребенка в семье.
Задачи:
1. Определить роль семьи в нравственном воспитании ребенка.
2. Формировать нравственную культуру детей и родителей.
Методы: этическая беседа-общение, убеждение, коллективно-творческое дело, воспитывающие ситуации.
Форма проведения: конференция – общение.
Оборудование, оформление:
«Наши дети – это наша старость…» (А.С. Макаренко)
«Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей» (А.С. Макаренко)
«Семья без детей, что дерево без корней».
«Умел дитя родить, умей и научить».
«На что клад, когда у мужа с женой лад».
«Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить».
«Где любовь да совет, там и горя нет».
«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».
«Родители трудолюбивы, и дети не ленивы».
«Кто детям потакает, тот потом слезу проливает».
«Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».
Подготовительная работа:
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя:
- Человек проводит в семье большую часть своего времени. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он вырос воспитанным, психически здоровым человеком. Вот об этом с вами мы сегодня поговорим.
(Учитель обращает внимание родителей на пословицы и афоризмы).
2. Инсценировка «Родительское собрание на лесной полянке»
( Театрализованное представление обучающихся 3 класса)
Как-то осенью по лесу прокатилася молва:
На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.
- Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может, твой Лисенок снова в школе мучает Косого?
- Ой, не говори Енот, он и дома сущий черт.
- Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
- Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
- А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал «прекрасным» пеньем?
- Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
- Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?
Зашумела тут толпа:
- Что за глупости, Сова!
Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла.
- Про медведей говорят: он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек:
- Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
По дороге каждый день им внушаю строго:
Не ходите «на ушах», не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.
Протрещала тут Сорока:
- Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу – я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа, кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова донести до них слова:
- Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы,
Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
- Как не бить! – сказал Енот.
- Да, да, да! – тут вторил Крот.
- Ну, а мне, - всплакнула Белка, -
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведет себе глаза
И порхает по поляне, где танцует до утра.
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
…Нерешенная проблема о битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье. (О.В. Гребнева)
- Учителя и родители воспитывают ребенка в специфических условиях: одни – в школе, планомерно, обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно. Родитель – личность воспитывающая, имеющая право на собственное педагогическое творчество. Обе стороны должны посвящать друг другу во все, что помогает понять ребенка и проблемы, связанные с его воспитанием.
3. Анкетирование для родителей:
(Листки с ответами родители отдают учителю, которые он использует в дальнейшей работе с родителями и обучающимися)
4. Игра «Что? Как? Когда?» Родители и дети разбирают различные педагогические ситуации под руководством психолога.
Ситуация 1.
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 10 лет?
Ответ. Дорогу уступает тот, кто вежливее.
Ситуация 2.
Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила помыть посуду и пропылесосить ковер. Но Антон никак не возьмется за дело. С утра к нему заглянули «на минутку» соседи, два брата-близнеца. Сначала играли в настольный «Хоккей», посмотрели по телевизору мультфильмы, потом играли за компьютером. Антон в нерешительности: «Домой их отправить? А как же с чувством долга хозяина? А уроки? А мамина просьба?»
Ответ. Бывает, что дети злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует твердо, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает прийти в другой раз.
Ситуация 3.
Пока отец брал билет, Никита пробрался в автобус, захватил удобное место, устроился основательно и крикнул: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал… Что мог сказать отец сыну?
Ответ. Наверно, он сказал: «Сын, не забыли ты, что мы с тобой мужчины?»
Ситуация 4.
Вы вернулись домой из школы. День прошел удачно. Вас похвалила учительница не только за аккуратно и грамотно выполненное домашнее задание, но и за интересные дополнения на уроке. Вы громко включили музыку, а за стеной в это время отдыхает человек, вернувшийся с ночной смены. Правы ли вы?
Ответ. Наше веселье должно быть умеренным, если живем в обществе.
Ситуация 5.
К вам на день рождения пришли гости. Некоторые между собой незнакомы. Среди приглашенных мальчик с родовой травмой. При сильном волнении его лицо начинает подергиваться. Одна из девочек, заметив это, начала громко смеяться. Как поступить в данной ситуации?
Ответ. Нужно быть чутким, добрым, деликатным по отношению к другим людям. Надо постараться отвлечь мальчика, развеселить его. А с девочкой следует тактично поговорить.
5.Сценка по рассказу В. Сухомлинского «Семь дочерей».
Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, проговорила вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая…
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и подала ей воды в тазу – помыть ноги.
Учитель: Как сильно девочки скучали по маме? Как вы определили? Чем отличилась седьмая дочь от своих сестер? Как вы считаете, что важнее: красивые слова или красивые и добрые поступки?
(Презентация рисунков «Моя семья – моя опора, моя крепость» (Дети комментируют свои рисунки)
Учитель:
- Уважаемые родители, дорогие ребята! Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, сердечными и деликатными, делиться с окружающими, в первую очередь, вниманием, теплотой и заботой. Относитесь к ближним, как к себе самому.
6. Обучающиеся вместе с психологом переходят в «секретную комнату», где готовят «сюрприз» для родителей (творческая работа детей).
7. Обмен опытом по теме «Нравственное воспитание детей в семье. Слово предоставляется родителям.
8. Учитель зачитывает памятку для родителей и вручает их всем родителям (памятки напечатаны для каждой семьи).
Памятка для родителей:
этом мире.
(С.Л. Соловейчик)
9. Возвращаются дети. Под руководством психолога они вручают своим родителям «Сюрпризы» - Герб СЕМЬИ, который они изготовили в «Секретной комнате». Герб изготовлен на картонной основе в форме сердечка, расписан обучающимися акварельными красками по индивидуальному замыслу. Данная поделка содержит два кармашка: в первый кармашек психолог предлагает родителям вложить «Памятку для родителей», а во второй – «Заповеди для детей». Учитель озвучивает содержание заповеди, и вручает их всем обучающимся (заповеди напечатаны на открытках).
Заповеди для детей:
· Старайся делать добро!
10. Чтение выдержек из мини-сочинений обучающихся «Что бы я пожелал своей семье».
11. Подведение итогов конференции:
Учитель:
Ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы и семьи ориентировать его на выполнение нравственных норм заповедей.
Многие родители считают, что мы готовим детей к жизни. Но дети уже живут! И жизнь эта полна сложностей, противоречий, испытаний! И залогом успешного их прохождения служит союз педагогов и родителей.
Ученик:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет. (С.Я.Маршак)
Обучающиеся исполняют песню «Посадите дерево» (Слова С. Осиашвили, музыка О.Фельцмана). Исполнение песни сопровождается показом слайд-шоу (фотографии детей в кругу семьи).
Веселое дерево листьями машет,
Веселые дети под деревом пляшут,
И мне потому так спокойно на свете,
Что есть это дерево, есть эти дети.
Ведь этот мальчишка и эта девчонка –
Кровинка моя, колосочек мой тонкий,
И дерево это – зеленое пламя –
Посажено было моими руками.
Припев:
Воспитывайте мальчика,
Воспитывайте девочку,
Чтоб на белом свете продолжаться нам.
Посадите дерево,
Маленькое деревце,
И оно потянется к небесам.
Кружится земля, наши годы уходят,
И этот порядок извечен в природе…
Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,
Останутся наши деревья и дети.
Пускай они вместе растут и мужают
И землю в наследство от нас получают,
А чтобы она становилась добрее,
Научим детей – пусть сажают деревья.
Вывод учителя:
Счастье семьи в детях. Дети приносят радость и заботу. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.
А детям желаю любить, беречь, ценить своих родителей, славить их имя своими добрыми поступками.