Групповые формы работы на уроках в начальной школе

     Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
     У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
     При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. 
     Около 10 лет я проработала по системе Эльконин-Давыдов. Эта развивающая система  многому меня научила. « Как неудобно ходить на руках – известно каждому, кто пробовал. Зато очень интересно, ведь тебе открывается другой, обратный мир: ты держишь на руках тяжёлую землю, а под ногами синяя водичка неба»… Представили, как это здорово! Работая по системе развивающего обучения сталкиваешься  с детской одарённостью – жаждой новых впечатлений, любознательностью, постоянным стремлением экспериментировать,  поэтому групповая форма работы-сотрудничества «ученик-ученик».», «ученик-учитель» как нельзя кстати подошла. Ведущим принципом работы с детьми является принцип психологической комфортности, т.е.создание на уроке атмосферы доверия и ситуации успеха. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (я могу) формирует веру в себя, помогает двигаться вперёд. Технология развивающего обучения уникальна.
     Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.
Дети, работая группами:
решают, составляют задачи,
ищут наиболее рациональный способ решения;
составляют план произведения, инсценируют;
готовят коллективный пересказ,
пишут продолжение рассказа;
разгадывают кроссворды, головоломки.
     Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес»,  третья – текст - рассуждение «За что я люблю  зиму?»
     При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.
Интересный приём «Ручеёк».
     В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.
     Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
     На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».
     Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.
     Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в  группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.
- Обсудите в группе свой материал, решите  что представляет особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).
 Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
     Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно."
     Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой группы -рефлексией учебной деятельности.