Отчет по проведению мероприятий в рамках предметной недели по курсу ОРКСЭ

В соответствии с планом работы МБУ ИМЦ городского округа город Нефтекамск, приказа МКУ ОО администрации городского округа город Нефтекамск № 40 от 29.01.2016г. «О проведении мероприятий в рамках предметной недели по курсу ОРКСЭ» в целях формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России с 15.02.2016г. по 22.02.2016г. в МОБУ СОШ №4 проведена предметная неделя по курсу ОРКСЭ (на основании приказа МОБУ СОШ №4 от 01.02.2016г. №047) 
 
В рамках проведения данной методической недели проведены:
А) тематические  классные  часы: «Род и семья – исток нравственных отношений» в 4А классе с участием родителей обучающихся (учитель Каримова Р.С.), "Что такое "толерантность?" в 4Б классе (учитель Третьякова М.А.) – 19.02.2016г.
Ремида Салаватовна и Марина Алифьяновна  воспитывают у обучающихся этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе. 
Каримова Р.С. углубила сущность понятий «род», «семья», «нравственные отношения», «фамилия», «родословная» и расширила  знания об этих понятиях; учила дорожить близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением; показала важность ценности семьи: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи; развивала интерес к истории своей семьи, формировала позитивный опыт семейных отношений. Родители и обучающиеся познакомились с генеалогическим деревом семьи Хаматнуровых; придумали герб и девиз своей семьи. 
Третьякова М.А.  формировала у воспитанников толерантное отношение к окружающим людям, к одноклассникам, к тем, кто живет рядом с нами.    В  ходе игры дети  разобрались, что же такое «толерантность»; сделали вывод, что было бы очень здорово, если бы  все относились друг к другу терпимее, принимали друг друга такими, какими они есть, не наносили боль и вред другим.
 
Б) тематические экскурсии (приказ МОБУ СОШ №4 от 11.02.2016г. №062):
 
- в библиоцентр по теме «Юные герои антифашисты» (15.02.2016г.).
Обучающиеся 4А класса расширили свой кругозор о юных героях-антифашистах, узнали  много дополнительной информации о пионерах-героях Великой Отечественной войны и обогатили свой словарный запас. Специалисты библиоцентра провели целенаправленное мероприятие по формированию чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти  героев, сострадания к людям, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения у подрастающего поколения.
- в мечеть по теме «Религии народов республики Башкортостан» (16.02.2016г.).   С целью расширения знаний учащихся о культуре и религии, их различии и взаимосвязи, исследования исторических фактов, связанных с возведением мечети в городе, как пример культурной и религиозной жизни.
В ходе экскурсии в мечеть обучающиеся 4В класса (классный руководитель Хасанова О.В.) прослушали замечательную лекцию от имам-хатиба мусульманской организации Нефтекамска Тафкиля Глимшина о созидании и благодарности своим родителям, учителю; о становлении жизни на нашей планете; о благодарности и здравии всего живого. Обучающие задавали интересующие их вопросы, имам-хатиб с охотой отвечал на них. Детей удивило и поразило отличие строения здания мечети от церкви, отсутствия в ней свечей и икон. Учащихся заинтересовала культура и религия мусульман. Детям понравилась экскурсия в мечеть г. Нефтекамска.
- в Кафедральный собор апостолов Петра и Павла (18.02.2016г.) Обучающиеся 4Б класса (классный руководитель Третьякова М.А.) ознакомились  с  православным храмом, его  устройством,  храмовым искусством, иконописью, символикой, с внутренним и внешним убранством храма     В ходе экскурсии дети получили возможность не только ознакомиться с прекрасными образцами церковного искусства – архитектурой, иконописью, но и с историей возникновения храма. 
 
- в краеведческий музей п.Н.-Березовка по теме «Это Родина моя» (18.02.2016г.).          В ходе экскурсии обучающиеся 4А класса под руководством классного руководителя Каримовой Р.С. и Загртдиновой Г.Ф. (инструктор ППО МАОУ ДОД Детской юношеско-спортивного центра «Венед») посетили Никольскую церковь, краеведческий музей, Елизаветинскую «кладезь».  Детям были представлены обзорные экскурсии:
- Древняя история края.
- Природа родного края.
- Этнография народов Башкортостана.
- Краснокамский район в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
- Видные деятели - уроженцы Краснокамского района. 
- Выставка копий картин.
Экскурсовод Некрасова Е.В. показала документы и материалы, фотографии, рассказывающие о знаменательных событиях и переломных моментах в жизни и развитии села Николо-Берёзовка, рассказ был направлен на уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Посетили историко-культурный центр «Никольский храм» в селе Николо-Березовка. Построенная в традициях русского классицизма, она является самым высоким культовым сооружением в Башкирии. Ее 60-метровая многоярусная колокольня доминирует, подобно маяку, над окружающим пространством и придает сооружению монументальную выразительность. Экскурсантам даже разрешили прикоснуться к предметам старины в музее на втором этаже. 
Посетили  «Елизаветину кладезь». Восстановление источника и возведение над ним необыкновенно красивой часовни велось с 2001 года. В 2003 году архиепископ Никон освятил восстановленный источник и вновь построенную над ним часовню, которая названа "Елизаветина кладезь" в память о святой преподобной мученице Елизавете. 
В итоге у ребят повысился познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
- в школьный  краеведческий музей (20.02.2016г.) по темам: 4А - «Выпускники нашей школы...»; 4Б - Книга памяти"; 4В - Наши ветераны".  
Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. 
Школьный краеведческий музей располагается на втором этаже школы в светлой рекреации и теплом уютном кабинете. Экспонаты, расположенные в рекреации, достойно отражают всю долголетнюю историю школы: награды, дипломы, грамоты.  Так же на стендах расположены фотографии, работавших и работающих в школе: директоров, учителей, выдающихся  детей, отличников обучавшихся и обучающихся в ней. В музее-кабинете экспонаты размещены по отделам: отдел быта, отдел орудия труда; отдел башкирской культуры (коренных жителей края), отдел боевой славы, отдел «История музея», отдел «История пионерской и комсомольской организации», отдел трудовой славы, экспозиция «Деревенская изба», исторические находки нашей местности и многое другое. Руководит школьным музеем Хабибуллина Р.Р. Она и провела интересную и содержательную экскурсию для обучающихся.
Важную роль в формировании  нравственного, патриотического воспитания у подрастающего поколения является:
- документирование истории родного края;
- организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний);
- сбор материала (газетный материал, объявления, фото, интервью и т.п.);
- сбор предметов быта, старинной утвари, сохранившихся у жителей;
- изучение и систематизация собранного материала.
Всем этим, непременно решили заняться обучающиеся 4х классов, после посещения школьного музея. Таким образом, данная экскурсия помогла уяснить детям неразрывную связь, единство истории  школы, города,  с жизнью нашей  республики, страны, почувствовать причастность к ней каждого  нашего школьника.    Краеведческий музей — место, где встречаются настоящее и прошлое родного края, углубляет и расширяет их.
 
В) организован культурный поход в Филармонию (17.02.2016г.) для обучающихся 4А, 4Б, 4В, 3Б классов на премьеру спектакля "Тим Таллер или проданный смех» с последующим обсуждением, где учителя помогли детям расставить для себя приоритеты, что важнее материальные или духовные ценности,  «Деньги» или «Улыбка и смех» и самостоятельно прийти к выводу: «Смех объединяет людей всего мира. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да ещё какое! Очень печально, когда кто-нибудь вот так, как в постановке, променяет свой смех на деньги, это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое — счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех, улыбка».
Обучающиеся 4-х классов проявили свое творчество: выпустили стенгазеты «Добродетель и порок» (4А класс), «Счастье и смысл жизни» (4Б класс), «Справедливость и милосердие» (4В класс), приняли активное участие в конкурсе рисунков «Семейные ценности».
Для педагогов и обучающихся в читальном зале школьной библиотеки Поршиной И.Л. была оформлена выставка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Россия – наша Родина».
Хисматуллина Р.Н. поделилась с коллегами на заседании ШМО учителей начальных классов (протокол №5 от 22.02.2016г.) опытом работы по теме «Духовно-нравственные ценности светской этики как основа социального партнерства семьи и общеобразовательной организации в воспитании подрастающего поколения». Ранее данный материал прошел экспертную оценку и размещен в электронном СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» по ссылке http://new.pedsovet.org/article/view/id/203178    (Сертификат №107070 от 23.08.2015г.)
 
          На родительском собрании в 4Б классе учитель Третьякова М.А. обсудила вопрос "Особенности семейного воспитания" (17.02.2016г.) с целью просвещения родителей, повышения их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.
 
      Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
         В ходе родительского собрания родители получили возможность задуматься над вопросами: «Какой тип воспитания преобладает в их семье»», «Что они могут изменить в воспитании своего ребенка?».
 
В рамках проведения предметной недели по курсу ОРКСЭ  учителем, курирующим работу учителей начальных классов, Мухаметдиновой М.В., проанализированы  результаты анонимного анкетирования  обучающихся 4-х классов и их родителей (законных представителей), учителей, преподающих курс ОРКСЭ «Удовлетворенность введением курса ОРКСЭ».
 
22.02.2016г. на заседании ШМО учителей начальных классов (протокол №5)  подведены итоги предметной недели по курсу ОРКСЭ. Проинформирована родительская общественность о проведении в школе мероприятий в рамках предметной недели по курсу ОРКСЭ (информация размещена на сайте школы в разделе «ОРКСЭ»).
 
Исполнитель  Мухаметдинова М.В.